Рахманинов и
Шаляпин… Два величайших гения, прославившие
Россию и русскую музыку, чье изумительное
искусство составило целую эпоху в русской и
мировой культуре, два художника, чьи имена
навсегда останутся в памяти потомков. Два
гениальных современника, связанные совместным
творчеством и прекрасной, светлой дружбой,
прошедшей через всю жизнь.
- Моя
связь с Шаляпиным - это одно из самых сильных,
глубоких и тонких переживаний всей моей жизни, -
говорил Рахманинов
Знакомство
их состоялось во время работы в Частной опере
Мамонтова. Шаляпин, “открытый” Мамонтовым во
время Нижегородской ярмарки летом 1896 г., перешел
в его труппу из Мариинского театра, где его
поразительное дарование осталось совершенно
непонятым. А в следующем сезоне, осенью 1897 г., в
труппе появился С.В.Рахманинов, приглашенный на
место второго дирижера.
Федор
Иванович вспоминал, как летом 98-го года вместе с
Рахманиновым он занялся изучением “Бориса
Годунова”. “Тогда Рахманинов только что
закончил консерваторию. Это был живой, веселый,
компанейский человек. Отличный артист,
великолепный музыкант и ученик Чайковского, он
особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и
Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с
элементарными правилами музыки и даже немного с
гармонией. Он вообще старался музыкально
воспитать меня”.
Это
“воспитание” потребовало от Рахманинова
известной настойчивости и упорства, поскольку
“Федя” не всегда был достаточно прилежен. Но тем
не менее усилия его не пропали даром: гениальный
ученик в целом оказался достоин гениального
учителя.
Любопытно,
что в то же самое время, когда шла работа над
“Годуновым”, Рахманинов писал 2-й фортепианный
концерт; параллельно с этим складывался замысел
новой оперы – “Франчески да Римини” (она была
написана несколько лет спустя именно в расчете
на Шаляпина).
Рахманинов,
бесспорно, оказал на развитие великого баса
большое влияние. С другой стороны, общение с
Шаляпиным было необыкновенно плодотворным и для
самого Рахманинова. Можно сказать, что они оба
оказывали влияние друг на друга. Помимо влияния
творческого, музыкального, было и иное – просто
человеческое, дружеское. Ведь для Рахманинова
это время, время создания Второго концерта, время
возвращения к композиторскому творчеству после
провала Первой симфонии и пережитой
Рахманиновым депрессии – тоже было очень важным.
Помимо
“Годунова”, Рахманинов и Шаляпин вместе
проходили много других опер, в частности,
“Русалку”, “Рогнеду”, “Майскую ночь”. Однако
“Бориса” можно считать наиболее значительной
их совместной работой.
Эта
работа была прервана уходом Рахманинова из
Мамонтовского предприятия. Однако и после этого
Шаляпин нередко советовался с другом по поводу
своих ролей, в частности, роли Сальери в опере
Римского-Корсакова.
Весной
1899 Рахманиновская опера “Алеко” была
поставлена в Петербурге – как часть юбилейной
программы большого пушкинского праздника,
проводимого по случаю столетия со дня рождения
А.С.Пушкина. Шаляпин пел главную партию. Сам
композитор писал об этой постановке: “Солисты
были великолепны, не считая Шаляпина, перед
которым они все… постоянно бледнели. Этот был на
три головы выше их… я до сих пор слышу, как он
рыдал в конце оперы…” Кстати, можно здесь
отметить, что Шаляпин в “Алеко” во многом
переосмыслил авторский текст, однако Сергей
Васильевич не просто соглашался с его трактовкой
– он восторгался ею.
Опера
имела очень большой успех, отчасти загладивший
тяжелое впечатление после неудачи с Первой
симфонией.
Два
года спустя, в декабре 1900 г., Шаляпин участвовал в
том знаменательном концерте, когда Рахманинов
впервые сыграл две части только что написанного
Второго фортепианного концерта. В один из
важнейших, поворотных моментов, по сути,
опредливших дальнейшую счастливую творческую
судьбу великого композитора, - его друг казался
рядом…
Они
много музицировали вместе, выступали в
концертах, исполняли как романсы самого
Рахманинова (несколько романсов было посвящено
Шаляпину), так и сочинения других композиторов.
“Когда
Федор Иванович пел, а у рояля был Сергей
Васильевич, неправильно было бы сказать, что
Рахманинов аккомпанирует. Они именно пели оба.
Что это было за наслаждение! Исполнение их было
поразительным и непревзойденным,” – так
говорили современники об этом удивительном
дуэте.
Совместная
театральная деятельность возобновилась, когда
Рахманинов был приглашен в Большой Театр. Среди
опер, шедших под управлением Рахманинова с
участием Шаляпина, можно выделить “Пиковую
даму” (это было сотое представление этой оперы).
Именно
для Шаляпина Рахманинов писал свои оперы
“Франческа да Римини” и “Скупой рыцарь”. К
сожалению, по разным причинам Шаляпин не пел этих
партий, из-за чего у них с Шаляпиным произошла
размолвка, вскоре, впрочем, забытая.
Одним
из любимейших мест Рахманинова была Ивановка,
имение семьи Сатиных, родственников его жены в
Тамбовской губернии. Он проводил там каждое лето,
напряженно и плодотворно работая; по сути дела,
практически все написанное им в период с 1902 г. и
до отъезда из России в 1917 году связано с
Ивановкой. Шаляпин нередко гостил у своего друга.
Характерная,
трогательная деталь: когда Рахманинов с семьей
уезжал из России навсегда, Шаляпин прислал ему
“на дорогу икры и булку белого хлеба. К этому
была приложена трогательная записка на
прощанье”, -рассказывала родственница и биограф
Рахманинова С.А.Сатина.
После
приезда Шаляпина в США встречи Рахманинова и
Шаляпина возобновились.
Особенно
памятна одна: в 1923 г. Шаляпин с несколькими
артистами МХТ, гастролировавшего в это время в
США, приехали к Рахманинову на дачу. Было много
радости, шуток, смеха… а потом Шаляпин пел “Очи
черные”, пел так изумительно, что все были
поражены. Потом Сергей Васильевич говорил:
- Мне
теперь хватит этого воспоминания по крайней мере
на двадцать лет.
Его
действительно “хватило” как раз на двадцать лет
- до самой смерти. Однако Рахманинов пережил
своего друга. Шаляпин скончался в 1938. Во время его
болезни Рахманинов навещал его дважды в день, но
на похороны не поехал: потрясение было так
велико, что этот выдержанный человек буквально
не владел собой от горя.
“Шаляпин
не умрет. Умереть он не может. Ибо он, этот
чудо-артист с истинно сказочным дарованием,
незабываем… Для будущих же поколений он будет
легендой”. Эти слова Рахманинова о Шаляпине
характеризуют обоих в равной степени: так
сказать можно только о великом человеке – и так
может сказать только великий человек и
задушевнейший друг.
© Classical
Records
|